Вступление МФО в реестр, процедура, новые требования

С 29 марта текущего года вступили в силу поправки к закону, регулирующему деятельность МФО. К началу апреля 2017 года все организации рынка микрофинансирования должны подтвердить свой статус и стать членом СРО (саморегулирующейся организации). В чем суть нововведений, какова процедура вступления в государственный реестр МФО?

Как открыть МФО

Вступление МФО в реестр

Приобрести статус микрофинансовой организации имеет право юридическое лицо. Оно может быть зарегистрировано в качестве:

  • автономной неторговой компании;
  • хозяйственного общества;
  • фонда;
  • товарищества.

Юрлица в форме ассоциации либо учреждения не могу зарегистрироваться как МФО. Также не разрешается заниматься микрофинансированием жилищно-накопительным кооперативам.

Для открытия МФО потребуется:

  1. Подготовить учредительные бумаги.
  2. Зарегистрировать юрлицо в территориальной налоговой службе.
  3. Открыть в банке расчетный счет организации.
  4. Получить статус микрофинансовой компании путем регистрации в общем реестре Центробанка.

Юрлицо вправе предоставлять займы только после регистрации в реестре МФО. Получать лицензию на финансовую деятельность не нужно.

Факт! Упрощенной схеме налогообложения данные предприятия не подлежат.

Процедура вступления в реестр микрофинансовых организаций

Для присвоения статуса МФО учредителю потребуется список документов. Что входит в перечень:

  1. Заявление на внесение компании в реестр.
  2. Копии свидетельств о регистрации и постановке на учет в инспекцию по налогам, учредительных документов и решения об образовании юрлица.
  3. Выписка из реестра юрлиц.
  4. Справка об отсутствии у директора и учредителей судимостей.
  5. Условия, обеспечивающие меры борьбы с отмыванием нелегальной прибыли и финансированием террористических организаций.
  6. Свидетельство о назначении должностного лица, контролирующего незаконную деятельность.

К пакету документов должна прилагаться квитанция об уплате госпошлины.

Бумаги направляются в региональную службу Банка России по финансовым рынкам. Ведомство принимает решение в течение месяца при условии, что комплект документов полный, и все справки в порядке.

Факт! Наиболее распространенная форма собственности среди начинающих компаний – это общество с ограниченной ответственностью. Следует учитывать, что по каждому займу свыше 1 тыс. р. потребуется согласие участников организации.

Процедура вступления в реестр МФО

После регистрации МФО получает свидетельство о внесении записи в реестр. Чтобы проверить наличие компании в перечне, следует открыть на сайте Центробанка вкладку «Участники финансовых рынков».

Новые требования к МФО

К началу апреля 2017 года всем действующим организациям необходимо выбрать статус из предложенных вариантов:

  1. Микрофинансовая компания – минимальный объем собственного капитала 70 тыс. р. Разрешено привлекать средства физических и юридических лиц от 1,5 млн р. и идентифицировать заемщиков в онлайн-режиме. МФК имеют право выдавать максимальную сумму одному частному заемщику – 1 млн р., юридическому лицу – 3 млн р.
  2. Микрокредитная компания – подтверждать капитал не требуется. Разрешено привлекать средства юридических лиц и инвесторов. Вклады физических лиц запрещены. Максимальный размер займа в одни руки – 500 тыс. р. для частных лиц и 3 млн р. для юридических.

Для подтверждения микрофинансовой компанией объема собственного капитала необходимо обратиться в Центробанк и пройти оценку. Все фирмы, которые не определят статус, но будут находиться в реестре на дату вступления закона в силу, автоматически перейдут в разряд МКК.

Важно! Запрещено иметь аббревиатуру, содержащую словосочетание «микрофинансовая организация».

Такую аббревиатуру необходимо изменить до апреля 2017, иначе компания будет исключена из реестра.

Вступление в СРО

По закону, все МФО должны до конца 2016 года вступить в саморегулируемую организацию. На рынке действует 3 альянса, которые соответствуют требованиям законодательства:

  1. СРО «Микрофинансирование и развитие».
  2. СРО «МиР».
  3. СРО МФО «Единство».

Для повышения качества работы компаний, СРО проводит обучение и разрабатывает стандарты. Также они обеспечивают поддержку МФО при следующих действиях:

  1. Организация приема взносов в счет погашения займов и с помощью платежных систем и электронных переводов.
  2. Выпуск пластиковых карт.
  3. Страхование заемщиков.
  4. Поиск инвесторов, привлечение финансирования.

Чтобы стать участником СРО, потребуется оплатить вступительный взнос. Кроме этого, необходимо ежегодно вносить средства в компенсационный фонд. Каждая СРО предусматривает регулярные членские взносы в размере, зависящем от вида компании и от объема портфеля займов.

Выпуск пластиковых карт МФО

Процедура вступления включает следующие этапы:

  1. Направляется предварительная заявка с пакетом документов: анкета, заявление, отчетность о финансовой деятельности и другие бумаги при необходимости.
  2. СРО рассматривает запрос, принимает решение и уведомляет компанию.
  3. МФО оплачивает вступительный и компенсационный взнос и отправляет в СРО полный комплект документов.

Новые члены принимаются на заседании Совета, которое проходит раз в месяц. Возможны отказы из-за несоблюдения нормативов законодательства или недостаточного размера капитала.

Нюанс! При выборе СРО необходимо учитывать степень защиты интересов рынка, уровень информационной поддержки и размер членских взносов.

Если компания в полной мере соответствует требованиям, ее принимают в альянс.

Сдача отчетности

Микрофинансовые компании обязаны:

  1. По истечению квартала сдавать отчетность о финансовой деятельности регулятору. Отправить сведения позволяет функционал личного кабинета на сайте Центробанка.
  2. Принимать меры против легализации денег, добытых преступными методами, против финансирования терроризма, а также передавать сведения в Росфинмониторинг. Необходимо проводить идентификацию клиентов, совершающих денежные операции, и раскрывать информацию об аффилированных лицах.
  3. Разрабатывать условия и правила выдачи займов и размещать информацию в интернете на своем официальном сайте или стороннем ресурсе. Заявленные условия должны соблюдаться на практике.
  4. Передавать информацию о заемщиках в бюро кредитной статистики.
  5. Работать в соответствии с законом о потребительском кредитовании и соблюдать форму договора займа, ограничения по размерам ставки, пеней и штрафных санкций.

МФК – это крупные участники финансового рынка, поэтому к ним предъявляются повышенные требования со стороны надзора. Финансовая деятельность МКК имеет больше ограничений, чем МФК.

Сдача отчетности МФО

Величина ставки

Сегодня долг по микрозайму не может превышать 4-х кратной суммы тела кредита. Допустимый уровень процентной ставки устанавливает Центробанк. В июле 2016 года были приняты поправки в ФЗ «О микрофинансовой деятельности», которые вступят в силу с 2017 года. Они приведут к снижению стоимости микрозаймов и уменьшению долговой нагрузки населения по следующим причинам:

  1. Величина максимальной ставки составит 300% годовых.
  2. По займам сроком до года будут начисляться проценты лишь на невыплаченную сумму займа. Их размер не должен превышать сумму основного займа более чем на 200%.

МФО не имеет право самостоятельно изменять уровень ставки по процентам или порядок ее начисления.

Важно! Микрофинансовым компаниям разрешено привлекать вклады физических лиц. Размещая средства под высокие ставки, необходимо учитывать риски, поскольку МФК не участвуют в системе страхования депозитов.

Величина комиссий и сроки погашения, обозначенные в договоре, должны соблюдаться.

Перерегистрация микрофинансовых организаций

Из-за разделения участников рынка на микрокредитные и микрофинансовые организации, требуется изменить свою аббревиатуру. В реестре рядом с фирменным названием юрлица должно быть указано одно из словосочетаний:

  • микрофинансовая компания;
  • микрокредитная компания.

Чтобы пройти перерегистрацию, юридическому лицу необходимо самостоятельно или при помощи специалистов предпринять следующее:

  1. Подготовить пакет документов для регистрации смены наименования компании и передать их в органы территориальной налоговой службы.
  2. В течение 30 дней после регистрации в инспекции сообщить в Центробанк об изменении названия фирмы.
  3. Проконтролировать наличие нового наименования в реестре МФО.
  4. Внести изменения в устав компании и сообщить об этом партнерам.

Чтобы не вводить заемщиков в заблуждение, следует придумать уникальное название и проверить, есть ли аналогичное в реестре. Правила таковы: кто первый его внес в список, тот и оставляет бренд за собой.

Добавить комментарий