Интервью с коллектором: «Если громко и властно сказать: «Розовый щеночек!» – должник присядет от страха и побежит платить по кредиту»

Заемщики не знают, что в инструкции для коллекторов сказано: при звонках нужно представляться «старший специалист службы взыскания». Это придает определенный авторитет звонящему и помогает удерживать инициативу в разговоре. В некоторых случаях сотрудники КА даже представляются руководителем отдела взыскания. Но кто в действительности руководит этим отделом? Кто контролирует действия коллекторов?

Коллектор пришел по взысканию долга

Руководитель отдела взыскания одного крупного коллекторского агентства, входящего в Национальную ассоциацию профессиональных КА (НАПКА), согласился дать интервью и ответить на популярные вопросы, которые волнуют заемщиков. В его подчинении находится 23 человека, ежедневно взыскивающих задолженности. По понятным причинам имя респондента не раскрывается.

В: Здравствуйте, г-н К. Если верить слухам, то коллекторы – это кто-то вроде новых инквизиторов, пытающих и мучающих несчастных граждан. Заемщики делятся историями о том, как их избили или публично унизили. Говорят, коллекторы поджигают коляски с грудными детьми и оставляют на стенах подъездов надписи экскрементами. Это новый вид мифов? Неужели коллекторы действительно делают то, о чем говорят в криминальных хрониках?

О: У вас есть коляска с ребенком? Уберите подальше, а то вдруг по привычке подожгу. И съем.
А если серьезно, то есть разные кредитные организации, разные категории должников и разные сроки и суммы задолженности. Соответственно, методы работы могут очень сильно различаться. Не говоря уже о различиях между менталитетом жителей мегаполисов и жителей поселков. Я не знаю, что происходит на периферии, подозреваю, что с соблюдением законов там ситуация хуже, чем в Москве и в Санкт-Петербурге. Буду говорить только о том, чем сам занимаюсь, о взыскании долгов МФО по телефону, плюс о том, о чем знаю из общения с коллегами из выездной бригады, которые по Петербургу работают.

По поводу новостей о сожженных детях, изнасилованиях и тому подобном – эти новости приходят из регионов, с периферии нашей страны. Я узнаю о них так же, как и вы, читая интернет-издания. Но даже если это правда, понятно, что такие бесчеловечные вещи делают не профессионалы, а люди с нестабильной психикой, которые должны нести ответственность за свои действия по закону.

Уголовный кодекс РФ

Если вы посмотрите в статьи в УК за убийство, изнасилование или тяжкие телесные повреждения, то вы не увидите там примечания: «…но если жертва задолжала по кредиту, тогда можно!» Случаи, когда отморозки-коллекторы калечат должников – это исключения, сбой системы, а не ее нормальная работа. В моем отделе такие люди не работают.

В: Многодетные матери и матери-одиночки часто сообщают о том, что после взыскания долгов у них нет денег буквально на еду ребенку, могут ли коллекторы отобрать последнее? Это законно?

Есть выражение: законы создаются людьми, но не для людей. После работы судебных приставов или коллекторов у человека должен остаться прожиточный минимум, но мы все знаем, что прожиточный минимум – это не деньги. Но да, фактически — это законно.

Как работают коллекторы

В: Откуда коллекторы узнают о должниках? Как к ним попадают кредитные истории с просрочкой по оплате?

О: Попадают, конечно, не кредитные истории, а конкретные договора займа. Конечно, бывает, что несколько разных долгов одного человека оказываются в одном КА, но это скорее исключение, и специально так никто не подбирает. Договора передаются банком или МФО коллекторскому агентству в двух вариантах – либо по агентскому договору, либо по договору цессии. Следует сразу отметить, что, вопреки заблуждению большинства должников, заемщика о такой передаче уведомлять и тем более спрашивать его разрешения никто не обязан (ФЗ-353 ст. 12).

Больше того, право такой передачи даже в договоре не обязательно прописывать, оно подразумевается по умолчанию (ГК ст.382), хотя обычно прописывают, чтоб можно было наглядно указать на это должнику. [Здесь и далее все ссылки на законодательство, действующее до 31.12.2016, с января вступает в силу новое законодательство с существенно более жесткими ограничениями для коллекторов и кредитных организаций].

Большинство агентств работает через первую схему, то есть через агентский договор. При этом долг остается в собственности у первоначального кредитора, и оплата совершается на реквизиты кредитора, а КА просто передают право требования, ведения переговоров или заключения договоренностей по этому долгу. Как правило, кредитор обязуется со своей стороны не вести никаких переговоров и не заключать никаких договоров с должниками в период действия агентского договора. То есть должники, полагающие, что в такой ситуации коллектор не обладает реальными правами на заключение соглашений и говорить нужно с банком, ошибаются. Оплата КА при такой схеме работы обычно составляет определенный процент от собранных долгов (обычно 10-50% в зависимости от качества портфеля).

По договору цессии, все – абсолютно все – права и обязанности кредитора переходят к коллекторскому агентству, банк же забывает проданные договора как страшный сон. Понятно, что продают так обычно совсем безнадежные долги. Желающих работать таким образом коллекторов куда меньше, ведь в таком случае финансовые риски целиком переходят на КА. Цена продажи обычно составляет от 1 до 10% общей стоимости портфеля, крайне редко больше, а зачастую и меньше 1%. Даже по процентной ставке можно судить о качестве таких портфелей.

ООО "Феникс" при банке Тинькофф

Нередко долг после кредитора может проходить несколько КА. Многие банки и МФО имеют дочерние КА, например, КА Феникс при банке Тинькофф, куда передают всех своих должников начиная с относительно небольшого периода просрочки.

Фактически такое агентство может быть подразделением банка, только формально выделенным в отдельную организацию. После определенного срока такие КА передают долги в сторонние агентства. Если те в течение срока агентского договора (обычно за 3-12 месяцев) не взыскали долг, то он отправляется в третье КА и так далее.

В: Как долго дело заемщика находится в работе? По ст.196 ГК срок давности по долговым обязательствам составляет не более 3 лет. То есть, спустя 3 года человека уже не должны беспокоить звонки или визиты сотрудников КА.

О: Это ограничение относится к взысканию через суд. Право требования долга через коллекторов или через свои службы взыскания он не ограничивает. Мне случалось работать с долгами 7-летней давности.

В: Что такое выездная бригада? Кто эти люди, чем они на самом деле занимаются?

Подробно рассказать вряд ли смогу, потому что сам в такой никогда не работал. В целом, конечно, они занимаются тем же самым – взыскивают долг. Без рукоприкладства и членовредительства, конечно, но психологическое давление на должника, родственников и соседей может быть достаточно серьезным. Может доходить и до порчи имущества, хотя, по секрету скажу, последним далеко не всегда занимаются собственно выездники. Чтобы просто приклеить наклейку в духе «гадкий вор, верни долг», совсем не обязательно посылать бригаду суровых накачанных ребят, это могут сделать обычные мальчики-девочки из коллцентра за небольшую дополнительную плату. Их много, и их время стоит намного дешевле, чем время выездных групп.

Угрозы коллекторов по телефону

В: Какие методы давления и приемы используют коллекторы в работе с должниками? Как выбивается долг?

О: Методы давления – вопрос очень интересный. Всех обычно волнует физическое воздействие, тут все просто – должника очень изобретательно не бьют. По закону и по всем должностным инструкциям это строго запрещено. А вот демонстрировать свое превосходство и заставлять должника фантазировать о грядущем избиении – это не запрещено. Профессионалам не нужно использовать грубые угрозы или прямой шантаж, подавление происходит на невербальном уровне, за счет уверенности, тона голоса и физической формы коллектора.

Про методы, которые использую я и мои коллеги при разговоре по телефону, могу рассказать подробно. Что мы делаем:

  1. Звонки на работу. Самый эффективный метод, если у должника хорошая работа. К сожалению, это редкость, так как в таком случае он бы не был должником. Но время от времени попадаются заемщики, работающие в банках, в таком случае одного звонка на работу обычно достаточно, чтобы человек побежал платить. Чем хуже работа, тем меньше толку. Например, какому-нибудь грузчику или слесарю звонить на работу смысла нет практически никогда.
  2. Звонки родственникам. Иногда самого факта, что родственник (особенно супруг или родитель, реже совершеннолетний сын или дочь) узнаёт о долгах хватает, чтобы человек оплатил. На серьезных сроках взыскания, от 2-3 месяцев просрочки – этот метод редко работает. Как правило, родственники про долги все знают, и либо у самих денег нет, либо им безразлична судьба должника. В таком случае уже на самих родственников приходится давить напрямую, теми же методами, что и на должника.

В разговорах используется прямое психологическое давление. Это самое интересное и сложное воздействие, в этом по сути и заключается профессионализм коллектора.

Позвонить на работу или матери нажаловаться и ребенок сможет, а вот в личном разговоре убедить человека, что единственная цель и смысл его жизни на сегодня – вернуть долг, это другое дело. На тренингах для коллекторов и при обучении новичков рассказывают уйму методов и техник, начиная от хорошо поставленного убедительного голоса и заканчивая всевозможными демагогическими приемами. Но просто выучить их мало толку, я бы даже сказал – вообще никакого толку.

Звонок коллектора

По сути, задача коллектора в телефонном разговоре – спуститься на уровень должника и на его языке объяснить ему, что он должен заплатить. К сожалению, большинство должников в МФО – это люди пьющие, необразованные или крайне глупые. Такова правда. Поэтому воздействие больше всего похоже на дрессировку животного.

Те заемщики, с которыми я работаю, не принимают в своей жизни каких-то осмысленных разумных решений. Решение взять заем под более чем 300% годовых – неразумно. Есть категория должников, берущих такой заем, но не предполагающих даже, что они когда-то его вернут. С ними я не разговариваю, потому что трубку они не берут. А большинство заемщиков действуют под влиянием каких-то случайных мыслей и инстинктов. К счастью, у них есть инстинкт, который говорит: нужно бояться сильного и подчиняться ему. А другой инстинкт говорит: тот, кто грозно и громко рычит, тот сильный.

Поэтому, в сущности, единственное средство психологического давления – это уверенность в своей правоте, а все эти приемы демагогии — это просто средство для демонстрации уверенности. Они могут быть весьма примитивными и наивными с логической точки зрения. Но логика не имеет значения, должники не замечают логических противоречий. Как меня в свое время учили старшие коллеги: «Говорить можно любую фигню, главное – уверенно!»

В: Все заемщики говорят: «Коллекторы угрожают». Это законно? Умение угрожать входит в обучение?

О: Про угрозы всегда всем интересно. Некоторые должники при первой же возможности сладострастно восклицают: «Вы мне угрожаете? Да?» При том они могут это спросить по поводу совершенно невинных фраз, сказанных соответствующим тоном, например: «Так, значит, оплачивать вы не хотите?»

Угрозы коллекторов

Это тоже инстинкт, так же, как инстинкт подчинения более сильному, – люди не слышат слова, они слышат интонации. Образно говоря, если громко и властно сказать: «Розовый щеночек!» – должник присядет от страха и побежит платить по кредиту. Мы с коллегами используем намеки или двусмысленности, в подавляющем большинстве случаев в прямых угрозах нет необходимости.

Ну и, конечно, самый распространенный, хотя и не самый эффективный вид воздействия – это абсолютно законные угрозы. Обещания подать в суд, описать имущество, арестовать счета и тому подобное. Разумеется, все эти вещи тоже надо говорить правильно. Нет никакого толку сказать: «Заплатите долг до завтра, а то вот что…» и начать перечислять по бумажке возможные последствия, как это делают новички. Как и в случае с другими методами воздействия, этот надо применять с умом и с пониманием характера конкретного должника.

В: Сколько зарабатывает коллектор?

О: Верхней планки нет. Свой доход я разглашать не буду, но в среднем по отделу коллеги зарабатывают от 50 до 100 тысяч рублей. Иногда больше. Выездные бригады – еще больше. Зарплата формируется из процента от взысканных долгов, оклад у нас уже убрали. Это стимул расти профессионально, да? Нацеленность на результат – вот главное, что нужно в работе с должниками. Не надо нас демонизировать, мы делаем свою работу.

В: Как вы справляетесь со стрессом? Ежедневно иметь дело со злостью, страданием, растерянность и страхом других людей – это тяжело.

О: На самом деле слухи о стрессе среди коллекторов сильно преувеличены. Сами посудите, что делают сотрудники других областей, скажем, менеджеры по продажам или сотрудники техподдержки, чтобы снять стресс? Они выключают микрофон и от души кроют тупого клиента матом. Понимаете? Нам даже не надо выключать микрофон. Я, конечно, утрирую, но удачно законченный спор, в ходе которого ты доказал оппоненту его полную ничтожность, отлично снимает стресс и повышает настроение (и улучшает пищеварение). Это те же самые инстинкты. Таким образом, работа сама дает не только стресс, но и способы борьбы с ним.

Как справиться со стрессом

Другое отличное средство от стресса – это смех. Благо, поводов для него клиенты дают предостаточно, иногда тут главное – дождаться до конца разговора, чтобы в голос посмеяться.

Ну и, конечно, профессионализм и привычка делают свое. Помню, как в начале карьеры перед каждым разговором приходилось настраиваться, а от тяжелого неудачного разговора еще долго было подавленное настроение. С опытом для настройки достаточно нескольких секунд, а самый неудачный разговор забываешь минут через 10-15 максимум.

Оставить отзыв или комментарий
avatar
Отзывы и комментарии: 0
wpDiscuz